Официальный сайт клуба любителей автомобилей семейства "ТАВРИЯ" tavria.org.ua


ПРЕССА

Твоих денег хватит

2005-10-14
"За Рулем-Украина" номер №2, май 2005 года Игорь ПОДОЛЬСКИЙ. Фото: Сергей ТОРГАЛОВ, Олег КАРАТАЕВ
Когда-то давно, еще в доавтомобильной жизни, мне случилось спросить автовладельца, копавшегося в мототоотсеке "Таврии", а насколько дорога она в обслуживании. Тот, смерив меня взглядом, ответил: "Твоих денег хватит". Тогда я еще не знал, насколько это был точный ответ.

Мысль о покупке "Таврии" ожила, когда я попал на сбор фан-клуба "тавроводов". Молодые горячие парни без устали расхваливали этот автомобиль, утверждая что по управляемости он может соперничать чуть ли не с"Феррари", грузоподъемности -- с грузовиками, а себестоимости пробега -- с трамваями. Под давлением таких аргументов я стал рыться в Сети, исследуя цены и условия гарантии. И хотя "Таврия" была дешевле, остановился на "Славуте", внешний вид которой привлекал куда больше.
Мне очень импонировал "флагман славутостроения" -- модель с индексом 11030840.
1,3-литровый двигатель с распределенным впрыском и катализатор обеспечивали норматив токсичности "Евро-2" -- и хотя Верховная Рада с ГАИ этого пока не ценят, но почему бы не начать приближение Украины к Европе с себя? Но в ходе изучения прайс-листов выяснилось, что есть полностью аналогичная карбюраторная модель дешевле на целых три с половиной тысячи гривен. Пришлось преодолевать естественное стремление менеджеров салона продать то, что имеется на площадке: я настоял, чтобы мое желание занесли в специальный журнал. После чего запасся терпением, утешая себя мыслью, что покупателям "майбахов" тоже обычно приходится ждать…

Знакомство с кандидаткой на роль моей машины состоялось через несколько недель. Не могу назвать его романтичным. Шел дождь, и струйки воды стекали с поднятой двери багажника прямо в задние штатные динамики. Вызвал раздражение мудреный и антиэргономичный интерфейс управления "печкой". Сильно огорчила устаревшая, без тахометра, комбинация приборов. И хотя большинство "люксовых" "славут" на площадке салона были с тахометром, в прайс-листах и комплектациях он не значился, поэтому менеджер невозмутимо развел руками: "А никто и не обещал!". Зато присутствовали и функционировали без малейших замечаний "навороты" в виде ЭСП и ЦЗ. Магнитола "Днепр" выглядела вполне культурно и звучала в четыре динамика -- простенько, разумеется, но для фона достаточно. Приятно удивил отнюдь не маленький багажник, аккуратно обитый ковролином, и вмещающий папку формата А4 бардачок. А главное, радовало глаз отличное, не хуже чем у иномарок, лакокрасочное покрытие. Короче, ждать появления такой же "Славуты" с тахометром я не стал.

На следующий день мне вручили ключи от теперь уже моей красавицы. Жаль, что в ходе "предпродажки" сняли целлофан с сидений -- хотелось провести эту интимную процедуру собственноручно. Перед выездом проверил комплектность: не хватало пробки расширительного бачка, колпаков на колесах и антенки на крыше. В автосалоне решили проблему просто -- открутив недостающее с ближайшего авто, пока еще ничейного...
Вот оно, счастье первых километров за рулем новенького автомобиля! Настроение не портят даже шумный вентилятор отопителя и рев стеклоомывателя. И тут же -- первый отказ: остановился одометр. Вспоминаю всех, отговаривавших меня от "Славуты", и возвращаюсь в салон: а подайте мне сюда гарантию! Но там, оказывается, нет гарантийного отдела. С извинениями вручают список гарантийных СТО. Жаль, упустил этот важный критерий при выборе автосалона...
Распечатываю выдержки из закона о защите прав потребителей и в назначенный день прибываю на ремонт во всеоружии. И надо же -- на СТО без вопросов и не разбираясь в причинах отказа за четверть часа заменили комбинацию приборов. Да, гарантия -- великое дело! Опять на одометре нули, впору заново "обмывать" машинку.

Пошла обкатка. С каждым километром "Славута" едет все лучше -- тише, быстрее, динамичнее. Привыкаем друг к другу. Первый объезд люка -- и машинка пугающе раскачивается в переставке, пассажиры в салоне хватаются за что придется. Сказалось отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости. Многие "тавроводы" приспосабливают тот или иной ВАЗовский стабилизатор, крепя кустарными способами его стойки к рычагам подвески. Решение спорное по причине полного отсутствия каких бы то ни было расчетов, поэтому я им не соблазнился.
Первые полгода машина вела себя очень прилично: безотказно возила меня по Киеву и его пробкам, не давая малейшего повода для нареканий. Обкатавшийся двигатель оказался достаточно шустрым и позволял уверенно держаться в городском потоке. Время от времени для порядка заглядываю в мотоотсек, но все чаще возникает мысль: "А зачем я сюда полез?". Снисходительно вспоминаю свою бывшую "восьмерку", где постоянно был повод поднять капот...
Неприятность подкатила после 10 000 км. Подкатила постепенно. Первым сигналом стали "провалы" двигателя при разгоне после длительной работы на холостом ходу в уличной пробке. В один прекрасный день явление начало быстро прогрессировать и полностью обездвижило автомобиль. Двигатель, хоть и не очень устойчиво, работал, но на все попытки тронуться с места отвечал стрельбой в глушителе... Пройдя школу ВАЗ-2108, ставлю диагноз: "гуляющий" в очень широких пределах момент опережения зажигания. Надо бы к гарантийщикам, но машина не едет, а вдобавок выходной. Пробую сам: первым делом грешу на коммутатор, очень горячий на ощупь. К счастью, забастовала моя "Славута" не в чистом поле, а недалеко от автомагазина. Однако купленного коммутатора хватило только на то, чтобы подъехать к магазину ближе, после чего машина вновь замерла. Следующим узлом, способным столь сильно влиять на момент зажигания, мне, хоть и с натяжкой, показался датчик Холла. Его замена решила проблему. Каким образом этот датчик может выдавать свои импульсы с таким разбросом относительно нормативных моментов, так и остается для меня загадкой. Лишний коммутатор перекочевал в бардачок -- запас карман не тянет. Осталось заехать на СТО, чтобы восстановить правильный угол опережения зажигания. Заодно профилактики ради заменил отслужившие 12 тыс. км штатные свечи А17ДВРМ на Brisk.

С новой зимой пришло еще одно огорчение -- замки задних дверей не всегда реагировали на кнопку брелока. Судя по отзывам в Интернет-тусовке, этим грешат многие "славуты": похоже, конструкция замков изначально не приспособлена к установке электроприводов. Ненадолго, примерно на месяц, помогла обильная смазка приводного тросика.

Следующие сюрпризы возникли после 24 тыс. км, причем парой: рывкам при разгоне сопутствовала снизившаяся эффективность торможения (педаль тормоза приобрела огромный ход и упиралась в пол, не доводя колеса до блокировки). Внеплановый визит на СТО привел к замене передних тормозных колодок и перестановке распорной планки в задних тормозных механизмах. А рывки при разгоне исчезли после замены запорной иглы карбюратора. Попутно обнаружился еще один дефект: подтекание жидкости из главного тормозного цилиндра. Заменить ГТЦ по гарантии пока не удалось: на свои звонки получаю ответ "нет на складе"...

Стоит подчеркнуть, что ездит моя "Славута", в основном, по городу. Были, правда, несколько "прохватов" по трассе в пару сотен километров в один конец. При этом машина радовала приличной курсовой устойчивостью, приемлемой для обгонов динамикой и расходом в 6 литров АИ-95 на 100 км. В Киеве же в среднем выходит 8 литров на «сотню» -- для движения в условиях нынешних пробок, по-моему, неплохо.

В общем, несмотря на пару поломок и отдельные конструктивные недостатки, "Славутой" я пока вполне доволен. Задачу возить меня по городу и изредка по трассе она выполняет
честно и недорого.

Остается подсчитать, сколько гривен заключено в словах "Твоих денег хватит".
Итак, эксплуатационные расходы за 15 месяцев и 25 тысяч километров пробега:

Обслуживание
Антикорозионная обработка, сигнализация, коврики, аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки 1609 грн
Замена комбинации приборов 0 грн (гарантия)
ТО-1, установка защиты картера 613 грн
ТО-2, замена охлаждающей жидкости 484 грн
ТО-3 420 грн
Зимняя резина Barum Polaris 2, комплект дисков, шиномонтаж Стоимость 1106 грн; в расчет включаем текущий износ в 20% = 221 грн
Итого обслуживание 2927 грн

Ремонты
Регулировка карбюратора, замена коммутатора, датчика Холла и свечей 145 грн
Замена передних колодок, регулировка зазоров в задних тормозах, замена запорной иглы карбюратора 210 грн
Итого ремонты 355 грн

Бензин АИ-95
2003 литра 5902 грн

Прочие расходы (стоянка, мойки)
Стоянка 800 грн
Мойки 600 грн
Итого прочие расходы 1400 грн

Общий итог: 10584 грн, или 0,42 грн за километр пробега.
Последнюю цифру можно было бы сократить, не балуя автомобиль зимой покрышками Barum вместо «родных» всесезонных бобруйских. Но сожалеть об этой покупке не пришлось: новые шины не только гораздо лучше справляются со снегом и гололедом, но вдобавок почти утихомирили проснувшееся дребезжание пластмассовых деталей салона.