Официальный сайт клуба любителей автомобилей семейства "ТАВРИЯ" tavria.org.ua


ПРЕССА

"Таврия": Замена маслосъемных колпачков

1999-01-18
"За рулем" №01-99 Вячеслав ЛУКЬЯНОВ

Для замены колпачков нужны обычные ключи, отвертки и торцевой ключ – квадрат 9х9. Из специальных приспособлений – "поддержка" клапанов из мягкого металла (например, "палочка" припоя ПОС), рассухариватель клапанов для двигателя "Жигулей", пинцет и высокая головка "на 12" как оправка для напрессовки маслосъемных колпачков (можно использовать и толкатель от натяжителя цепи двигателя "Жигулей").
Работу выполняем вдвоем.
Первым делом отсоединяем аккумулятор. Демонтируем воздушный фильтр, снимаем трубку отвода картерных газов с патрубка воздушного фильтра и отворачиваем пять винтов, крепящих клапанную крышку, снимаем ее. Ключом "на 10" отворачиваем два болта кожуха зубчатого ремня и снимаем его. Выворачиваем свечи.


Ключом "на 12" отворачиваем две гайки крепления бензонасоса и отводим его в сторону.

Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления распределителя зажигания и вынимаем его из корпуса приводов.

С проворотом вынимаем вал привода распределителя зажигания с шайбой (ведомая шестерня).

Ключом "на 13" отворачиваем три гайки крепления корпуса приводов и снимаем его.

Затянув ручной тормоз, вывешиваем домкратом переднее колесо. Включаем пятую передачу и проворачиваем двигатель за вывешенное колесо до тех пор, пока два поршня не займут верхнее положение. Контролируем это тонкой отверткой через отверстие для свечи. Проворачивать колесо нужно аккуратно, чтобы отвертку не заклинило.


Ключом "на 12" ослабляем контргайки и выворачиваем на 7–8 мм регулировочные винты.

Два клапана при таком положении поршней могут быть открыты – в этом случае трудно отвернуть их регулировочные винты. Поэтому провернем коленвал до положения, когда они закроются (колесо провернуть приблизительно на одну пятую оборота).


Рукой оттягиваем коромысла вверх и снимаем наконечники регулировочных винтов.

Провернув коленвал до совпадения одного из отверстий шкива распределительного вала с пробкой в корпусе, торцевым ключом (квадрат 9х9) выворачиваем ее. В нашем случае квадрат в пробке оказался "недоделанным". Пришлось использовать ключ 8х8. Имейте в виду: такое бывает нередко.


Со стороны привода бензонасоса выворачиваем отверткой стопорный винт оси коромысел. Со стороны шкива через освободившееся от пробки отверстие выбиваем ось коромысел. Ось выходит через отверстие в сторону коробки передач.

Детали, снятые с оси, располагаем по порядку.

На оси коромысел видны следы износа. Дело в том, что из-за бракованного масляного фильтра (плохая завальцовка корпуса) наш двигатель однажды потерял в пути большую часть масла прежде, чем владелец заметил это. Следы масляного голодания видны на деталях.
Клапаны нужно застопорить – тогда рассухаривателем можно полноценно сжать пружины, избегая движения клапанов.


Подводим поршни к верхнему положению и головкой "на 14" с удлинителем резким ударом молотка расслабляем сухари (иногда один из них выскакивает, реже оба).

Для стопорения используем изогнутый стержень из мягкого металла и вставляем его в отверстия для свечей.

Рассухариваем "жигулевским" приспособлением, установив его под винты крепления клапанной крышки. Для удобства работы толкатель рассухаривателя перемещаем на другое отверстие рычага. Снимаем пружины клапанов, тарелки и опорные шайбы.

Снимаем старые маслосъемные колпачки.

Для установки маслосъемных колпачков применяем высокую головку "на 12" или толкатель натяжителя цепи от "Жигулей". Предварительно аккуратно снимаем пружинки с колпачков, чтобы не повредить их при запрессовке.


Смазав колпачки моторным маслом, молотком напрессовываем их. Шилом или тонкой отверткой надеваем пружинки на установленные маслосъемные колпачки.

Заменив маслосъемные колпачки на двух цилиндрах с поршнями, установленными в верхнее положение, в обратной последовательности ставим пружины и засухариваем клапаны. Для замены маслосъемных колпачков на двух других цилиндрах снова проворачиваем коленвал, выставляя соответствующие поршни в ВМТ, и выполняем предыдущие операции.
Устанавливаем оси коромысел в обратной последовательности. Все детали возвращаем на свои места.
Перед монтажом шестерни привода датчика-распределителя нужно правильно установить фазы газораспределения. Для этого совместим метки А на ведомом и ведущем шкивах привода распределительного вала и болты-стрелки Б на внутреннем защитном кожухе зубчатого ремня (см. рис. 1). При этом поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ в конце такта сжатия. В этом положении коленвала устанавливаем ведомую шестерню датчика-распределителя в корпус распределителя так, чтобы меньший сектор поводка шестерни был сверху, а паз на шестерне расположился под углом 22°±13° к продольной оси двигателя (рис. 2). При вводе шестерни привода в корпус она проворачивается по часовой стрелке в косозубом зацеплении и ось паза окончательно располагается под углом 13°±13°.


Рис. 1. Привод распределительного вала: 1 – наружный защитный кожух зубчатого ремня; 2 – ведомый шкив привода распределительного вала; 3 – зубчатый ремень; 4 – ведущий шкив привода распределительного вала; 5 – шкив привода генератора; 6 – метка на шкиве привода генератора; 7 – метки на наружном кожухе зубчатого ремня; 8 – натяжное устройство.

Распределитель зажигания устанавливаем на место, соблюдая следующие условия:
– ротор располагаем против контакта распределителя, отмеченного на крышке цифрой 1 (свеча первого цилиндра);
– выступ муфты меньшим сектором ориентирован вверх, а камера вакуумного регулятора направлена на левый борт, штекер – вправо–вниз под углом 40° к продольной оси двигателя (рис. 3);
– совместив выступ муфты с пазом ведущей шестерни, устанавливаем датчик-распределитель в гнездо корпуса привода. Чтобы облегчить посадку, слегка смазываем моторным маслом уплотнительное кольцо.
Высоковольтные провода подсоединяем к крышке распределителя и свечам в соответствии с порядком работы цилиндров 1–3–4–2.


Рис.2. Расположение паза
шестерни перед ее установ-
кой в корпус привода рас-
пределителя.

Рис.3. Установка кор-
пуса распределителя:
1 - штекер; 2 - ротор;
3 - камера вакуумного
регулятора.

Регулируем зазоры в механизме привода клапанов в соответствии с инструкцией: 0,15 мм для впускных клапанов и 0,30 мм для выпускных.
После прогрева двигателя, используя стробоскоп, регулируем момент зажигания по метке "МЗ" на наружном защитном кожухе зубчатого ремня (см. рис. 1). Для этого поворачиваем корпус датчика-распределителя.

Вячеслав ЛУКЬЯНОВ,
Технический центр ЗР "Тушино"