Официальный сайт клуба любителей автомобилей семейства "ТАВРИЯ" tavria.org.ua


ПРЕССА

Школьная парта с передним приводом

1999-11-11
"За рулем" №11-99 Борис ДЕНИСОВ

Чтобы стать автослесарем, необязательно учиться в ПТУ или заканчивать курсы. Достаточно приобрести подержанную “Таврию”.

У нее я был третьим, она у меня первая. Эта капризная и своенравная блондинка постоянно создавала проблемы. Я исполнял каждое ее желание и не был уверен ни в чем, кроме одного – ее у меня не уведут. Мы прожили вместе полтора года, исколесив по дорогам России без малого сорок тысяч километров.

А начиналось все незадолго до кризиса 1998 года. Тогда предложенная мне “Таврия” 1989 года выпуска с идеально сохранившимся кузовом казалась подарком судьбы. Оценив машину в $1300 и разделив затраты на переоформление пополам, продавец и покупатель ударили по рукам. Вместе с запчастями мне передали историю болезни – тетрадь, в которой фиксировались визиты к механикам, периодичность смены моторного и трансмиссионного масел, фильтров. Поддерживая эту традицию, я скрупулезно заполнял странички дневника, продолжив летопись строчкой: “80 600 км – замена задних тормозных колодок”.

Спустя шесть тысяч тормоза вновь напомнили о себе провалом педали в пол. Словно под гипнозом налитого кровью глаза, смотревшего на меня с панели приборов, я рванул что есть силы ручник и сумел осадить набиравшую скорость машину. На этот раз обошлось. Урок пошел на пользу. Ревизия выявила виновника течи – прогнивший трубопровод левого заднего колеса, потрескавшиеся шланги передних тормозов и рваные чехлы суппортов. Нетронутым остался лишь главный цилиндр, однако после замены жидкости “Мотюль” на отечественную “Росу” пришлось поменять и его – потек.

Попробуй закрути! (болтология) – болты крепления головки блока цилиндров. У этой колодки был нестандартный каркас.
Развод по-украински – развалившаяся опора двигателя.

Обновленные тормоза радовали недолго. Интенсивно поработал ими у железнодорожного переезда – и автомобиль встал как вкопанный. Попытки сдвинуть машину с места, “играя” сцеплением и педалью газа, к успеху не привели. Пришлось делать “кровопускание”. Несколько капель жидкости, выпущенные из штуцера главного цилиндра, разблокировали колеса. К счастью, больше подобное не повторялось. Зимняя эксплуатация выявила низкую стойкость передних тормозных цилиндров: они корродируют даже при целых чехлах! Бороться с этим, на мой взгляд, невозможно.

Лучшая деталь моего авто – кузов. Несмотря на почтенный возраст (десять лет) – ни одной сквозной дырки. Такую устойчивость к ржавлению приписываю в первую очередь добросовестно нанесенному заводскому грунту и антикоррозионному составу “Тектил”, которым “Таврия” обрабатывалась дважды. Мягкая полка багажника, предмет нарекания многих владельцев, не так эстетична, как жесткая, зато при замерзшем замке задней двери позволяет извлекать поклажу прямо из салона. Если лед сковал личинки передних замков, открывайте багажник, скатывайте материю – добро пожаловать! В зеркало заднего вида, особенно при скоростях выше 60 км/ч, из-за вибрации ничего не видно. Выручает выпуклое зеркальце, прикрепленное на присоске к ветровому стеклу. “Таврические” резиновые скребки “дворников” заменил “восьмерочными”, укоротив стальные полоски усилителей на 1,5 см.

Стуки, скрипы, люфты в ходовой части полностью искоренить так и не удалось. Особо ненадежны оказались шаровые опоры. За 36 тысяч километров сменил три, хотя смазку под колпачки закладывал сам, не доверяя заводскому конвейеру. Подшипники передних ступиц (роликовые, конические) до недавних пор нареканий не вызывали. Однако со временем люфт правого колеса стал стремительно прогрессировать: регулировки хватало на 500–1000 километров. Вскрытие выявило съеденную ступицу и питтинг на внешнем кольце внутреннего подшипника. Заменил кулак в сборе на “б/у” с двухрядным шариковым подшипником. Левая сторона пока держится молодцом. Надолго ли?

Рулевое управление оказалось на редкость живучим, если не считать периодической замены трескающихся защитных колпачков на шарнирах и гофра рейки. Последний менял дважды.

Сцепление, на мой взгляд, достаточно надежно и при периодическом контроле зазора исправно служит 60–80 тысяч. Ведомый диск лучше заменить до того, когда сцепление начнет буксовать. В противном случае нажимной диск будет поврежден заклепками – понадобится менять “корзину”. Снять и установить коробку передач можно без помощников, вывесив двигатель на тали. Чтобы наклонить силовой агрегат коробкой вниз, подставьте под масляный картер мотора надежную опору. Я использовал винтовой домкрат и кусок доски. Доверяться правой верхней опоре не стоит. На моем двигателе новые опоры, купленные в фирменном магазине, из-за непровара резины развалились на второй тысяче. А где гарантия, что они не разрушатся как раз при демонтаже коробки? Вместе с изношенным диском рекомендую заменить выжимной подшипник, а также задний сальник коленвала – мой оказался просто лысым. Для демонтажа старого уплотнения пришлось снять и его держатель. Новый запрессовал большим деревянным молотком.

На 110-й тысяче преподнес сюрприз двигатель. В самом центре Москвы из-под капота повалил пар. Как позже выяснилось, оборвались два болта крепления головки блока. В образовавшуюся щель хлынул “Тосол”. Однако даже с такой неисправностью мне удалось, то и дело доливая воду и масло, добраться до дома (чуть более 60 км). Учитывая пенсионный возраст мотора, решился на его переборку. Самым сложным оказалось… купить запчасти! Хотя на рынке и в магазинах есть все, найти годные детали непросто. Импортные, увы, крайне дороги. Родные страшно держать в руках. К примеру, установить головку блока удалось только с четвертого раза: купленные в фирменном магазине болты оказались мягкими – “тянулись” при 6–7 кгс.м. Поразительно, ведь, как я слышал, столь же низким качеством болты отличались и десять лет назад! Приобретенный на рынке крепеж из другой партии оказался перекаленным, при том же моменте лопался. Проверка динамометрических ключей подтвердила – полностью исправны. В итоге езжу с тремя недотянутыми болтами – все лучше, чем извлекать их остатки из колодцев блока. После ремонта двигатель прошел 6500 км и пока (тьфу-тьфу-тьфу) без поломок. Что день грядущий мне готовит?

Борис ДЕНИСОВ