Официальный сайт клуба любителей автомобилей семейства "ТАВРИЯ" tavria.org.ua


ПРЕССА

Зверь в "таврийской" шкуре

2004-08-19
"Автоцентр" №38 2004 г. Евгений Сокур

ЗАЗ-1102 «Таврия» ЗАЗ-1102 «Таврия». Чаще всего эту «Таврию» видят именно в таком ракурсе. ЗАЗ-1102 «Таврия». Подобные «ковши» устанавливаются в автомобилях для ралли и «кольца». ЗАЗ-1102 «Таврия». С помощью данной кнопки двигатель запускается. ЗАЗ-1102 «Таврия». На меньших оборотах двигатель работает неустойчиво. ЗАЗ-1102 «Таврия». Задним пассажирам здесь нет места. ЗАЗ-1102 «Таврия». Немецкие тюнинговые зеркала отлично гармонируют с общим дизайном «Таврии». ЗАЗ-1102 «Таврия». Диски от старой Alfa Romeo выглядят постильнее многих современных аналогов. ЗАЗ-1102 «Таврия». Такую оптику не увидишь ни на какой другой «Таврии». ЗАЗ-1102 «Таврия». Эти тормоза гораздо эффективнее штатных. ЗАЗ-1102 «Таврия». Где-то здесь прячется приблизительно сотня лошадей.

Если вы, спокойно двигаясь на своем автомобиле, увидели обгоняющую вас со скоростью под 200 км/ч «Таврию», не спешите выходить, проверяя, не стоите ли на месте. В наше время встречаются и такие ЗАЗы.

Изначально данный автомобиль приобретался главным образом для работы, курьерских поездок по городу и за его пределы. В то же время хозяин «Таврии» оставался неизменным участником гонок street racing, на которых она и «проходила обкатку».

О том, что этот автомобиль подвергнут тюнингу, его будущий владелец знал еще до покупки – собственно, так было со всеми его предыдущими машинами.

Первые шаги

Пока автомобиль использовался в качестве рабочей лошадки, тюнинг ограничился установкой разрезной шестерни на распределительный вал, а в выпускной системе вместо штатного глушителя появился второй резонатор. В итоге звук двигателя стал более громким, а динамика и максимальная скорость автомобиля немного возросли. Отъездив за полтора года 110 тыс. км, эта машина уступила рабочее место Mercedes Е 250. «Таврию» же решили «зарядить» по полной программе.

Юность

Для начала на двигатель установили «паук» со схемой 4 в 1, после чего выхлопные газы отвели через «гофру» и прямую трубу, увенчанную прямоточным глушителем. При изготовлении такой системы использовалась труба из нержавеющей стали диаметром 50 мм. Доработкам подверглись также карбюратор и корпус воздушного фильтра, с которого была удалена вся боковая часть.

Во внешности автомобиля решили практически ничего не менять: облик «Таврии» должен был остаться узнаваемым. Ограничились лишь установкой замков на капот, брызговиков и тюнинговых наружных зеркал Race Look. В связи с отсутствием в продаже тюнинговой оптики для «Таврии» владелец решил просто изменить дизайн родной. Для этого пришлось разработать спецкраску, пропускающую свет, притом ее компоненты и пропорции подбирались экспериментальным путем.

Доработкам подвергся и салон. Место штатной баранки занял руль фирмы Simony Racing, а обычные сиденья заменили спортивными «ковшами». В машине установлены перфорированные педали и короткоходная кулиса переключения передач, позволяющая быстрее манипулировать с рычагом. Вместо штатного приборного щитка с полированной алюминиевой панели на водителя «смотрит» установленный посредине тахометр, а по бокам расположились указатели температуры воды и давления масла. От спидометра решено было избавиться. На торпедо появилась красная кнопка стартера, нажатием которой запускается двигатель. Для снижения веса автомобиль лишили заднего сиденья, внутренней декоративной облицовки и шумоизоляции.

Штатную тормозную систему «Таврии» изменили практически полностью. После переточки ступиц спереди были установлены вентилируемые тормозные диски от ВАЗ-2110 и спортивные тормозные колодки. Выполнив все эти работы, залили синтетическую тормозную жидкость Champion DOT-5. Из-за изменения ступиц и тормозной системы возникла необходимость в установке новых колес. Выбор пал на алюминиевые легкосплавные диски с резиной 185/50 R14.

Чтобы увеличить жесткость подвески, вместо штатных амортизаторов установили газонаполненные Plaza-sport. Правда, позже они показались владельцу недостаточно жесткими и были заменены предварительно доработанными (укорочен шток амортизатора) изделиями украинского автопрома – мелитопольскими масляными спортивными стойками. Саму подвеску понизили – спереди на 75, а сзади на 80 мм.

После таких доработок разгон до 100 км/ч стал занимать около 11 секунд. Но этот результат не впечатлил владельца, поэтому было принято решение основательно взяться за двигатель.

Зрелость

Тюнинг мотора начали с увеличения его рабочего объема с 1,2 до 1,3 л путем расточки цилиндров до диаметра 75 мм. Шатуны облегчили на 130 граммов каждый, сняв на фрезерном станке часть металла. В свою очередь, для увеличения степени сжатия с головки и блока цилиндров в местах их прилегания к прокладке было снято по 1 мм металла. В ГРМ самые существенные переделки коснулись головки блока цилиндров, в которой были расточены и отполированы впускные и выпускные каналы (диаметр впуска увеличен с 25 до 30, а выпуска – с 24 до 29 мм). Вместо стандартного распределительного вала поставили спортивный, с увеличенной на 2 мм высотой кулачков. У клапанов изменили форму тарелок, убрав с них фаски, отхромировали стержни, для увеличения жесткости пружин под них установили прокладки. Впускной коллектор отполировали, установили доработанный карбюратор «Солекс» с диффузорами, увеличенными до 24/26 мм. В результате двигатель теперь уверенно раскручивается до 8,5 тысячи оборотов.

В трансмиссии, опять же в угоду динамике, установили главную пару от Daewoo Sens – от стандартной она отличается передаточным числом 4,1.

Теперь автомобиль разгоняется до «сотни» за 8 секунд, а его максимальная скорость достигает 190 км/ч.

Но и этот результат не смог полностью удовлетворить хозяина «Таврии». На очереди установка нового двигателя. Какого? Владелец стоит перед выбором: либо остановиться на силовом агрегате от ВАЗ-2108 и увеличить его объем до 1,6 л, или же предпочесть мотор от VW Golf 1,8 л. Штатный карбюратор сменит пара Weber, подача воздуха к ним будет осуществляться через воздухозаборник в капоте. Салон «обзаведется» сварным каркасом безопасности и системой пожаротушения.

P.S. Сейчас в качестве рабочей машины владелец использует белый пикап на базе ЗАЗ-1102. И зная характер хозяина этого авто, можно предположить, что на наших дорогах скоро появится «заряженный» запорожский пикап.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка
Тюнинг выполнили Александр Яшин и Павел Остроушко, г. Киев